KAWASAKI — история бренда
Компания KAWASAKI зародилась в Токио, в далеком 1906 году. Название она получила благодаря фамилии своего владельца, Сёдзо Кавасаки. Фирма специализировалась на ремонте судов и грузоперевозках, постепенно расширяя круг своих интересов. В разное время они распространились на железнодорожное и гражданское строительство, создание подвижных железнодорожных составов, самолетов и комплектующих, ремонт и обслуживание транспортных средств. К настоящему времени концерн КАВАСАКИ также имеет весомые позиции в сферах строительства объектов экологической инфраструктуры, энергетических установок, промышленных объектов и даже в создании космических аппаратов.
Мото вместо авиа
Курс на милитаризацию, взятый правительством Японии в 20-е годы прошлого века, привел к быстрому развитию самолетостроения. Так, к началу Второй мировой войны Япония обладала рекордными 575 самолетами, размещенными только на авианосцах, а США и Великобритания вместе — всего 220. Азиатское государство сумело нанести огромный урон в ходе боевых действий союзническим войскам, распространив свою агрессию на всю Юго-Восточную Азию, вплоть до Индии и Австралии.
После поражения в войне Япония оказалась под оккупацией США, чье правительство наложило мораторий на развитие авиационной отрасли. Авиазаводы разбирались и вывозились за рубеж в качестве контрибуций, специалисты лишались рабочих мест. Kawasaki удалось отчасти сохранить производственные мощности, лишь полностью перепрофилировав их. Так и возникло направление производства мотоциклов: во многом из-за развала авиаотрасли.
Начало пути
Население послевоенной Японии нуждалось в дешевых и надежных транспортных средствах. Спрос на них был огромен, но росло и предложение. Так, к середине 1950-х годов рынок миниатюрных транспортных средств делили между собой 150 игроков.
Изначально мощности КАВАСАКИ были ориентированы на выпуск коробок передач для мотопроизводства. В 1949 году было принято решение о проектировании собственного двигателя. С 1951 года 2-тактные и 4-тактные силовые агрегаты производства KAWASAKI устанавливались на велосипеды от фирмы «Noriz». Производство запчастей для сторонних производителей не принесло желаемой выручки и загрузки мощностей. И в 1953 году мотопроизводство выделили в отдельное подразделение концерна, которое получило название «Meihazu». Его задача звучала амбициозно: разработать с нуля собственные модели мотоциклов.
В 1954 году с конвейера сходят пилотные образцы мотороллеров Bikescooter KV-2: всего 200 штук. Тогда же выпускается модель Meihazu 60 — велосипед с подвесным двигателем.
На фото: Meihazu 60 — велосипед с подвесным двигателем
Эта модель оснащалась мотором KV-3 и подпружиненной передней вилкой — прототипом полноценного амортизатора.
Массовое производство мотоциклетной техники было начато в 1957 году. Первой серийной моделью стала Meihazu В7 (в 1961 году переименована в KAWASAKI В8), оснащенная одноцилиндровым двухтактным силовым агрегатом объемом 125 см³, коробкой передач с четырьмя ступенями, хребтовой рамой и маятниковой задней подвеской.
На фото: первый серийный мотоцикл Meihazu В7, переименованный позже в KAWASAKI B8
Сложности 1960-х годов
К сожалению, начало 60-х годов нельзя назвать успешным временем для мотоциклетного подразделения концерна. На упадок влияло несколько факторов: и серьезное давление более крупных и быстро развивающихся конкурентов, и небольшие объемы собственного производства, и не самая передовая конструкция байка...
Собственники бизнеса всерьез размышляли о закрытии убыточного направления, однако решили дать ему второй шанс. И начали с переименования: бренд Meihazu, который так и не стал узнаваемым и популярным, уступил место Кавасаки.
На фото: последний мотоцикл под брендом Meihazu был выпущен в 1961 году и позже переименован в KAWASAKI 125 New Ace.
Вторым шагом к исправлению ситуации стало увеличение производства. Если в начале 60-х годов концерн ежегодно выпускал 1700–2400 мотоциклов (для сравнения: Honda на тот момент — до 100 тысяч штук в год), то в 1964 году производство возросло до 6–9 тысяч штук в месяц. Для такого резкого скачка КАВАСАКИ пришлось приобрести компанию Meguro, выпускавшую несколько морально устаревших моделей. После нескольких неудачных разработок, в мае 1966 года состоялась премьера мотоцикла 650 Meguro X, названного KAWASAKI W1. Он был укомплектован четырехтактным двухцилиндровым двигателем мощностью в 50 «лошадок» и объемом 650 см³ и развивал скорость до 180 км/ч.
Переломный момент
Пожалуй, именно W1 стал тем «переломным моментом», после которого дела концерна пошли в гору. Байк быстро покорил внутренний японский рынок: на него пересели местные полицейские, чем обеспечили ему и множество заказов, и узнаваемость.
На фото: KAWASAKI W1
На момент триумфа модели в Стране восходящего солнца она была самой продаваемой и самой крупной. В целях географической диверсификации бизнеса ее представили и на американском рынке. Но там публика была избалована лучшей маневренностью и легкостью управления, и победоносного покорения заокеанского рынка не произошло.
KAWASAKI открывает Америку
Менеджеры японского мотопроизводителя были вынуждены провести настоящее маркетинговое исследование, изучая предпочтения американских потребителей. В ходе чего было выяснено, что заокеанские мотоциклисты, признавая и уважая лидерство KAWASAKI в мощности и максимальной скорости, хотели бы более динамичного разгона, меньшего веса байков, а также лучшей управляемости и безопасности при прохождении поворотов. Началась работа над облегчением силовых агрегатов, плодом которой стала новая модель в линейке фирмы — KAWASAKI A1 Samurai с 250-кубовым мотором.
На фото: KAWASAKI A1 Samurai выпускался с 1967 по 1971 год
Байк комплектовался 5-ступенчатой коробкой передач и барабанными тормозами. Его максимальная скорость была меньше, чем у предшественника, «всего» 161 км/ч. При этом для проезда участка длиной 400 метров ему требовалось лишь 15 секунд. Отличная динамика!
Радикальные инновации
Следующая новинка компании увидела свет в 1968 году. Она получила название H1 или Maсh III. Мотоцикл обладал рядом новшеств: двухтактный двигатель объемом 500 см³ имел три цилиндра, впуск управлялся поршнем, а выпуск осуществлялся через три выхлопные трубы, две из которых были расположены справа, а одна — слева. Впервые в серийных мотоциклах была применена система электронного зажигания. Коробка передач с пятью ступенями была интегрирована в один блок с силовым агрегатом. Аппарат дополнили рамой с передними телескопическими вилками и барабанными тормозами. H1 или Maсh III мог развивать максимальную скорость в 193 км/ч, а на преодоление первых 400 метров ему требовалось лишь 13 секунд. Разгон до «сотни» занимал 4,2 секунды.
Яркий дизайн и драйв, который байк дарил своим обладателям, с лихвой компенсировали недостатки: при резком старте была велика вероятность поднять его на заднее колесо, им было сложно управлять в поворотах, а также он потреблял много бензина. Несмотря на это, мотоцикл был принят на ура и европейской, и американской аудиторией.
На фото: KAWASAKI H1 или Maсh III (1968–1975 год)
Maсh III стал родоначальником для целого семейства байков, отличавшихся объемом двигателей и количеством «лошадей». На одной из модификаций гонщик Джинджер Моллой (Ginger Molloy) смог взять второе место мирового чемпионата в 1970 году в классе до 500 см³.
70-е годы
Инженеры компании тем временем включились в гонку с другими мотопроизводителями и стали разрабатывать байк на основе четырехтактного четырехцилиндрового силового агрегата. Разработчики из Honda сумели опередить их и первыми выпустить легендарную модель СВ750. Однако маркетологи KAWASAKI смогли обернуть триумф соперников в свою пользу: внимательно изучив реакцию на выпущенный байк и учтя все его минусы и плюсы, они создали настоящий шедевр — модель Z1, превзошедший все аналоги. Новинка была представлена на выставке в Кельне в 1972 году.
Байк оснащался мотором объемом 903 см³, мощностью 82 л. с., двумя распредвалами в головке цилиндров, электрическим стартером, четырьмя выхлопными трубами и 5-ступенчатой коробкой передач. Новый мотоцикл обладал трубчатой рамой и двухдисковыми тормозами на переднем колесе. Максимальная скорость — 209 км/ч, но некоторые источники утверждают, что владельцы выжимали и все 230 км/ч. Популярность модели подстегнула производственные мощности: ежемесячно стало выпускаться 5 тысяч экземпляров вместо прежних полутора тысяч.
На фото: KAWASAKI Z1 (1972–1975 год)
Премьера 1974 года — модель Z400, относившаяся к среднему классу. Двигатель объемом 398 см³ имел воздушное охлаждение, верхний распредвал, а также балансировочной вал, призванный смягчить вибрацию. Мощность — 35 л. с. Модель выпускалась на конвейерах США: компания КАВАСАКИ стала первой из «большой четверки» японских мотопроизводителей (Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki), открывшей там свои производственные мощности.
Следующий байк, выпущенный американским подразделением, был заточен под вкусы местных жителей. Модель KZ 900LTD с мощным мотором и объемом 900 см³ обладала широкой 16-дюймовой задней шиной, высоким «рогатым» рулем и сиденьем в виде «ступеньки». Стиль полюбился и в Америке, и в Европе и даже обрел имя собственное —«Custom».
На фото: родоначальник стиля «Custom», KAWASAKI KZ 900 LTD
В середине 70-х годов KAWASAKI активно расширяет свой модельный ряд. В 1975 году компания представляет модель Z750 Twin, обладающую двухцилиндровым мотором объемом 745 см³ и мощностью 55 л. с., соединенным с 5-ступенчатой коробкой передач в единый блок.
Следующая премьера — легкий одноцилиндровый Z220 с объемом двигателя 198 см³.
Далее дебютировал Z650 (652 «кубика», 64 л. с.).
Новый Z7508 обладал двухцилиндровым 750-кубовым двигателем с двумя верхними распредвалами с системой уравновешивающих валов. В ассортименте компании появляются и большие внедорожники, и эндуро, и мотокроссовые модели. KAWASAKI продолжает поддерживать собственных мотогонщиков, тестируя новинки и внедряя самые полезные ноу-хау из эксклюзивных моделей в серийное производство.
В 1977 году инженеры решили обновить модель 900Z1. Доработки и увеличение объема двигателя принесли поклонникам марки новинку: Z 1000.
В 1979 году состоялась премьера очень успешной модели: Z1300 в течение 10 лет не покидал конвейеры компании. Двигатель тяжелого байка обладал шестью цилиндрами и объемом 1286 см³, жидкостным охлаждением и мощностью 120 л. с. Мотоцикл комплектовался тремя двухкамерными карбюраторами и пятиступенчатой коробкой передач.
На фото: KAWASAKI Z1300 (1979 год)
Все это время в компании не забывали и об участии в гонках, для которых разрабатывали уникальные экземпляры мотоциклов: с двумя двухцилиндровыми двухтактными двигателями с жидкостным охлаждением, размещенные друг за другом. Эти модели прославил Корк Бэллингтон (Kork Ballington) из ЮАР — знаменитый гонщик, взявший титулы чемпиона мира в 1978 и 1979 годах.
В 1980 году титул чемпиона подхватил немец Антон Манг: до окончания карьеры в 1982-м он успевает собрать несколько первых мест на малокубатурных KAWASAKI.
На фото: Корк Бэллингтон, чемпион мира по шоссейно-кольцевым гонкам
80-е годы
В 1980 году публике была представлена новая легкая модель — AR50, предназначенная для комфортного передвижения по городу. На мотоцикл устанавливался двухтактный одноцилиндровый силовой агрегат с объемом 49 см³ и 6-скоростная трансмиссия. Его особенности: маленький обтекатель, задняя подвеска Uni-Trak, передний дисковый и задний барабанный тормоз.
На фото: KAWASAKI AR50
В 1982 году тяжелые мотоциклы обретают новый стиль, тон которому задала модель GPZ.
Ее самая приметная черта — неразрывная линия облицовки. На нее устанавливались четырехцилиндровые двигатели с разным объемом, от 399 до 1 089 см³, но наиболее популярной была модификация GPZ 500, она выпускалась вплоть до 2009 года! К слову, под этим именем модель продавалась только в Европе, в США же она была представлена под более звучным и запоминающимся названием — KAWASAKI Ninja 500R. Мотоцикл покорил публику своей универсальностью: он был заявлен как спортивно-туристический байк, но не менее комфортно на нем было передвигаться и по городским улицам.
Модель оказалась очень надежной и недорогой, в том числе и по расходу горючего (5,5 литров на 100 км). Разгон от 0 до 100 км/ч за 4,5 секунды обеспечивали двухцилиндровый мотор мощностью 60 л. с. и 6-ступенчатая трансмиссия. Он развивал максимальную скорость 200 км/ч. Привередливым эстетам модель могла показаться скучной, однако для новичков и обычных байкеров ее возможностей хватало на все случаи жизни.
На фото: KAWASAKI GPZ 500 (он же Ninja 500R)
В 1982 году KAWASAKI презентует первый в мире серийный мотоцикл с турбонаддувом — ZX750 Turbo с объемом двигателя 738 см³ и мощностью 112 л. с. Движок был взят от модели ZX750 и серьезно доработан. Мотоцикл оснастили новыми поршнями, усиленной пятиступенчатой КПП, новым масляным поддоном, электронной системой впрыска и супермодным алюминиевым обтекателем. Красно-черная ливрея подчеркивала мощь и превосходство на дороге. KAWASAKI ZX750 Turbo установил новый мировой рекорд скорости для дорожных мотоциклов, зафиксировав отметку на спидометре в 235 км/ч.
Выпускалась модель всего два года: она оказалась чересчур сложной, мощной и дорогой. А вскоре и нетурбированные мотоциклы достигли аналогичной производительности.
На фото: KAWASAKI ZX750 Turbo
В 1984 году KAWASAKI представила новый тип мотоциклов, который назвали Vulcan. За годы жизни (в это сложно поверить, но байки этого семейства производятся по сей день) к линейке прирастали модели с разными объемами двигателя и техническими характеристиками. Все они относятся к классическим чопперам, предназначенным для поездок на дальние расстояния. Удобная эргономичная посадка, мягкая амортизация и плавное переключение скоростей — неизменные атрибуты круизеров. На первую модель был установлен силовой агрегат мощностью 41 л. с. и объемом 699 см³. Внешне она напоминала гепарда в прыжке: благодаря стремительным обводам и скошенным задним амортизаторам.
В 1986 году появилась первая легкая модификация удачной модели Vulcan 400. На нее был установлен V-образный двигатель Twin объемом 398 см³ и мощностью 30 л. с. с жидкостным охлаждением.
На фото: KAWASAKI Vulcan 400
В 1987 году выходит в свет новая модель ZX-10 — с рядным четырехцилиндровым двигателем, охлаждаемым жидкостью, объемом 997 см³ и мощностью 137 л.с. Ее скоростной предел составлял 280 км/ч, разгон до «сотни» занимал менее трех секунд.
На фото: KAWASAKI ZX-10
90-е годы
Престиж от успешного участия в чемпионатах мира вдохновил инженеров компании на строительство супербайка. Им стал KAWASAKI ZXR750 Stinger (в переводе — «жало»). Байк комплектовался рядным четырехцилиндровым силовым агрегатом объемом 748 см ³ и мощностью 107 л. с. Именно на нем Скотт Рассел (Scott Russell) выигрывает Чемпионат мира в 1993 году.
На фото: KAWASAKI ZXR750 Stinger
Маркетологи компании фиксируют всплеск интереса к ретростилю, проявившийся по всему миру, и спешат заполнить востребованную нишу. Так появился KAWASAKI Zephyr с рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 399 см³ и мощностью 49 л. с. с воздушным охлаждением. Его дизайн в стиле 70-х годов настолько полюбился мотоциклистам, что продажи превысили даже самые смелые прогнозы. Чуть позже появились модификации с силовыми агрегатами объемом 553 и 783 см³, мощностью 50 и 72 л. с. и другие. Модельный ряд наравне с именем Zephyr получил и буквенное обозначение — ZRX. Он дополнялся новым моделями не один год.
На фото: KAWASAKI Zephyr 400
Продолжая эксплуатировать ретротематику, дизайнеры разработали еще одну модель, на этот раз стилистически относившуюся к 50-м годам, но имевшую новейшую «начинку». Ей стала KAWASAKI Estrella с мотором мощностью 20 л. с. и объемом 249 см³. Небольшие размеры и вес, низкое сидение (что удобно даже для невысоких байкеров), экономный расход (до 3,5 литров на 100 км по городу) сразу вывели эту модель в топ продаж. Кстати, Estrella стала родоначальницей большого семейства байков, выпускавшихся не одно десятилетие.
На фото: KAWASAKI Estrella 250
Кроме этих достижений, в копилку компании можно занести выпуск в начале 90-х годов модели ZZR-R1100, которая в течение пяти лет удерживала титул самого быстрого байка среди «серийников». По доброй традиции (и, надеемся, без цели запутать поклонников и историков), на американском рынке эта же модель носила название KAWASAKI ZX-11 Ninja.
Мотоцикл комплектовался рядным четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, мощностью 147 «лошадей». Он отличался отлично продуманной ветрозащитой, легкой алюминиевой рамой и удобной прямой посадкой. В 2002 году ему на смену пришла новая версия — ZZR 1200.
На фото: KAWASAKI ZZR-R1100
С 1996 года компания начала комплектовать некоторые модели системой ABS.
2000-е годы
В 2000 году японцы выпускают флагман спортивной линейки мотоциклов KAWASAKI — ZX-12R Ninja, которому удалось удерживать титул «самого быстрого серийника в мире» до 2006 года. Он ознаменовал приход новой эры в дизайне мотоциклов, первым получив алюминиевую раму-монокок.
Выдающихся скоростных характеристик удалось достичь благодаря рядному четырехцилиндровому силовому агрегату с жидкостным охлаждением объемом 1 199 см³ и мощностью 178 л. с. А благодаря электронному впрыску топлива и инерционному наддуву (Ram-Air) пиковая мощность достигала целых 190 «лошадей». Отметка на спидометре в 100 км/ч достигалась за 2,7 секунды, а в 200 км/ч — за 7,2 секунды. Максимальная скорость — 308 км/ч. Другими важными особенностями KAWASAKI ZX-12R являются алюминиевая рама типа монокок, современные спортивные подвески со всеми регулировками, широкая задняя покрышка и мощные 6-поршневые тормоза спереди.
Интересно, что именно в 2000 году мотопроизводители из Японии и BMW подписали договор о принудительном ограничении скорости на всех серийных моделях: максимум — 300 км/ч. Так что разработчикам KAWASAKI пришлось срочно корректировать работу блока управления ZX-12R Ninja, внося соответствующие изменения.
На фото: KAWASAKI ZX-12R Ninja
В 2001 году KAWASAKI создает стратегический альянс с другим японским легендарным мотопроизводителем — Suzuki: они совместно проектируют и производят мотоциклы, однако сохраняют свою сбытовую структуру.
Производители стремились к лидерству во всех классах мотоциклов. Не могли они обойти вниманием и круизеры. В 2004 году начался серийный выпуск флагманской модели Vulcan 2000 с рекордным объемом V-образного двигателя в 2 053 см³, выдающего 103 л. с. Электронный впрыск топлива, двойные дроссельные заслонки, кованые поршни и шатуны и гидрокомпенсаторы зазора клапанов обеспечили точность, надежность и мощь.
На фото: KAWASAKI Vulcan 2000
Чтобы не утратить мировое лидерство в показателе скорости, в 2012 году KAWASAKI производит реновацию модели ZZR. Теперь на него устанавливают мотор объемом 1 441 см³ и мощностью 210 л. с.
На сегодняшний день мотоциклы компании KAWASAKI охватывают все существующие классы: суперспорт, круизеры, спортивно-туристические, дорожные, универсальные, а также эндуро и кроссовые байки. Инженеры компании в настоящее время разрабатывают первый электромотоцикл.
————————————————————
Купить новый мотоцикл KAWASAKI
————————————————————