Инженер Brembo рассказал, как используют задний тормоз в MotoGP
Инженер Brembo Лоренцо Бортолоццо, занимающийся созданием тормозных компонентов, которые используются на прототипах MotoGP, собирает отзывы о работе произведенных тормозных систем от пилотов гоночной серии. У каждого мотогонщика есть свои личные предпочтения по настройке тормозов спереди и сзади, а также собственная техника использования тормозов.
Чтобы демонстрировать хорошее время прохождения круга, райдер использует не только передние, но и задние дисковые тормоза, причем последние включаются в работу значительно чаще, поскольку такой прием очень эффективен во время разгона, что сводит к минимуму подъем переднего колеса. В противном случае ухудшается коэффициент аэродинамического сопротивления и увеличивается время разгона, ухудшаются динамические показатели.
Для достижения максимальной эффективности торможения ряд пилотов использует двойную заднюю систему, когда ножную педаль дублирует на руле небольшой рычажок, расположенный под большим пальцем рядом с левой ручкой. Во время вхождения в правый поворот можно без проблем менять положение корпуса в седле и при этом удерживать ногу на педали. В таком случае правая нога передает свои функции торможения левой руке.
На фото: ручной задний тормоз на мотоцикле Маверика Виньялеса, Movistar Yamaha MotoGP
Лоренцо Бортолоццо считает, что после замены задних шин с Bridgestone на Michelin не произошло никаких изменений в работе задней тормозной системы. Это обусловлено тем, что задняя резина Michelin обладает хорошей динамикой. Кроме того, многие пилоты используют ручной мастер-цилиндр для торможения в правых поворотах не ножной педалью, а рукой. Также многие пилоты стали использовать задний тормоз во время разгона, а не только в моменты торможения.
По мнению Лоренцо Бортолоццо, все мотогонщики должны использовать задний тормоз во время разгона. Для этого даже был разработан и внедрен специальный тормозной рычаг, чтобы обеспечить гонщику возможность использовать ручной тормоз во время прохождения правых поворотов. В настоящее время многие райдеры используют задние тормоза. Предлагаемые Brembo задние мастер-цилиндры, задние суппорты и ручные мастер-цилиндры обладают разными параметрами, поскольку компания желает полностью удовлетворить потребности и пожелания 23 мотогонщиков. Однако основная цель сложна и труднодостижима – стандартизировать тормозную систему.
Впервые методику торможения во время разгона использовал Кейси Стоунер, который в настоящее время является тест-пилотом DUCATI. Ему удается творить такое на своем байке, что не смог бы повторить ни один другой райдер.
Все потому что Кейси — особенный гонщик. Он использует дроссель и тормоза в своей особой манере, впрочем, как и сам байк. Кейси — единственный, кому удалось победить на байках DUCATI: он был первым, в то время как второй пилот находился в конце пелетона. Судя по всему, у DUCATI особенный прототип, раз на нем могут побеждать исключительно талантливые и особенные райдеры.
Про собственную методику использования переднего тормоза рассказал и Лоренцо Бортолоццо. Она такая же, как и у других гонщиков. Задние тормоза он использовал по-своему, с предельной аккуратностью, а передние — как все. К примеру, раньше Ники Хэйден в DUCATI также использовал задние тормоза при торможении, но из-за этого их температура была очень высокой. Для обеспечения оптимальной безопасности задних тормозов были созданы специальные суппорты и диск. Кейси пользовался задними тормозами при разгоне максимально плавно, из-за чего на его мотоцикл устанавливались стандартные компоненты.
В прошлом году и вовсе ходили слухи о том, что Кэл Крачлоу в Эссене задействовал задние тормоза на протяжении 70% времени, чтобы исключить отрыв переднего колеса от земли. Конечно, для этого использовалось абсолютно другое усилие. Если сравнивать время торможения и время разгона, то усилия будут разными, что абсолютно правильно.
Конечно, для не слишком опытного байкера эти вещи не совсем понятны, но для гонщиков серии MotoGP, которые полностью чувствуют свой аппарат и знают, как можно сделать его быстрее, все очевидно. Профессиональному мотогонщику достаточно провести всего один тест, чтобы подстроиться своим стилем езды под стиль торможения и наоборот. Это не только позволит улучшить время прохождения круга, но и сделает гонку более безопасной.
На фото: Кэл Кратчлоу в Ассене, Team LCR Honda
Как говорит Лоренцо Бортолоццо, сегодня использование задних тормозов во время разгона – это не очередное модное веяние, а необходимость. Этот прием обязательно должны использовать все ездоки. Для достижения высоких результатов совершенно необходимо пользоваться задними тормозами. Причем не только во время торможения, но и при разгоне.
Возникает вопрос, чем обусловлено использование такой методики. Может из-за перехода на стандартные электронные блоки управления, может антивильная система стала работать менее эффективно, чем та, которая устанавливалась главными заводами в прошлом? По признанию Лоренцо Бортолоццо, раньше многие мотогонщики также использовали задний тормоз, однако современные прототипы имеют более высокую мощность. Поэтому для удержания мотоцикла на оптимальной траектории при выходе из поворота стоит использовать задний тормоз. Специалист Brembo утверждает, что сегодня все гоночные команды в одинаковой степени пользуются этим приемом.