MotoGP: передовые технологии винглетов DUCATI
В премьер-лиге мотогонок строго следят за исполнением своего технического регламента. Организаторы не разрешают устанавливать на мотоциклы детали, которые могут существенно повлиять на исход гонки или нанести вред другим пилотам. К запрещенным частям аппарата относятся винглеты, повышающие устойчивость байка на трассе.
Винглеты — специальные обтекатели, которые устанавливаются в передней части мотоцикла. Идею внести такие изменения в мотоцикл инженеры позаимствовали у авиаконструкторов, винглеты устанавливают на крылья самолетов. В мотоциклах эта конструкция призвана уменьшить сопротивление встречного потока воздуха при разгоне и сгладить дисбаланс: во время ускорения переднее колесо становится сильно разгруженным, и это уменьшает стабильность мотоцикла. При использовании винглетов улучшается торможение — это хоть и побочный, но положительный эффект.
На фото: винглеты на мотоцикле DUCATI
Впервые подобные конструктивные изменения на своих мотоциклах применила команда DUCATI в 2010 году. Тогда оснащение напоминало маленькие крылышки возле переднего колеса. Идея прижилась с первого раза, но о винглетах вспомнили лишь в 2015-м, назвали их панацеей от дисбаланса мотоциклов на поворотах, и практически все команды того сезона начали разработку обтекателей. Беда пришла откуда не ждали. На старте Гран-при Аргентины пилот Марк Маркес получил в спину серьезный удар винглетом другого мотоцикла. После разбора этого происшествия организаторы MotoGP запретили использовать винглеты в своих гонках.
На фото: момент удара Марка Маркеса винглетом
Инженеры DUCATI пошли на хитрость — они связали оба крыла пластиком особой формы и представили модернизированные мотоциклы на тестовых заездах в Таиланде. Теперь крылья на технике расположены хоть и под углом, но их сглаживает специальная вставка, она выполняет функцию винглета и не противоречит правилам MotoGP.
В последних тестах пилоты основной команды и команды-сателлита DUCATI опробовали мотоциклы разных версий. Они выступили на мотоциклах с обтекателями прошлого года и на байках с винглетами версии 2018-го. Главный плюс конструкции переднего пластика DUCATI — это его модульность. На один и тот же мотоцикл можно установить разные формы винглетов или убрать их вовсе. Это помогает отсечь субъективные ощущения пилотов и оставить сухую статистику: какой обтекатель на мотоцикле какого пилота будет преимуществом, а какой будет только мешать.
На фото: винглеты на мотоцикле команды DUCATI
В нынешнем сезоне большинство команд-участниц перенимает опыт DUCATI, хотя год назад разработкой такой вставки занимались только итальянские мастера. Инженеры других команд искали свой путь к победе над аэродинамикой или же не занимались этим вопросом вовсе. Официальных протестов от руководства MotoGP после тестов в Таиланде не поступало, поэтому можно говорить о вероятном использовании винглетов командами в нынешнем сезоне.