КРАШ-ТЕСТ — Мотоджинсы — какие самые прочные?
Езда на мотоцикле сопряжена с повышенной опасностью для райдера. И если профессионалы, участвующие в гонках, используют прочную и надежную специальную экипировку, то любители предпочитают одежду стиля casual, которая не привлекает столько внимания на улицах. Мотоджинсы — пожалуй, флагман данного стиля, и производители мотоодежды с удовольствием экспериментируют с ее фасонами и защитными качествами, дополняя особыми элементами для повышения безопасности.
Согласно данным экспертов компании MOTORRIKA, 53,33% мотоциклистов в Москве ездят в обыкновенных, ничем не защищенных брюках. И это весьма настораживающая тенденция: из 464 всех получивших за 2014 год тяжелые травмы мотоциклистов, более половины получило именно травмы ног — 54%.
Но можно ли быть уверенным в защитных качествах мотоджинсов? Ведь на вид они почти не отличаются от обычных, и даже не все их модели укомплектованы защитными щитками... На этот вопрос решили ответить тестировщики-добровольцы.
Исследуемые модели (все — мужские):
Bull-it Cargo Zip Off Laser4
REV’IT! Carnaby
Triumph Engineer
Promojeans VEGAS
На фото: процесс экспертизы в самом разгаре
Независимые эксперты выбрали несколько популярных в мотомире моделей и совершенно экстремальный способ их тестирования: они ехали по асфальту, держась за трос, вслед за автомобилем на скорости 30 км/ч, а между нежной кожей и дорожным покрытием были только исследуемые изделия. Тестировщики преодолевали расстояние в 50 метров сначала сидя, а затем — стоя на коленях. Этот отчаянный поступок — попытка проверить, что чувствует райдер при настоящей аварии и падении и каков реальный запас прочности спортивно-гражданской амуниции.
Следует отметить, что мотоэкипировка сертифицируется по стандарту EN 13595-2. Для получения этого грифа она должна выдержать жесткое испытание на прочность: продержаться 7,4 секунды в то время, как на нее воздействует абразивная лента, движущаяся со скоростью около 30 км/ч. Данную маркировку имеют не все исследуемые джинсы. Однако и тест, задуманный экспериментаторами, более жесткий и бескомпромиссный, чем тот, который проводится в «стерильных» лабораторных условиях. Перед началом эксперимента никто не решился давать какие-либо прогнозы.
Процесс испытаний — определенно то, что запомнилось и ведущему эксперту, и всем присутствовавшим как одно из самых ярких впечатлений рабочих будней.
Забегая вперед, скажем, что все модели джинсов относительно успешно справились с защитой ягодиц; даже если на ткани образовались дыры, времени контакта с асфальтом не хватало для того, чтобы нанести серьезные травмы. С прочностью ткани на коленях вышло немного хуже: все экземпляры порвались. Однако благодаря защитным щиткам эксперт также вышел сухим из воды и обошелся без травм. Очевидно, что столь разные итоги для одной и той же ткани обусловлены площадью соприкосновения с асфальтом и распределением веса человека. При большей площади ягодиц и меньшей силе тяжести ткань демонстрирует лучшие защитные свойства, и наоборот.
REV’IT! Carnaby
Нижнюю строчку заняла модель REV’IT! Carnaby. К ее плюсам можно отнести соответствие изделия стандарту EN 13595-1 и защиту коленей японскими щитками KNOX® Lite, а также наличие светоотражающих элементов. К минусам — субъективное ощущение тонкости ткани, хотя это и запатентованный материал Cordura® Denim.
На фото: мотоджинсы REV’IT! Carnaby
В процессе теста ткань сзади порвалась, однако кожа осталась неповрежденной.
Bull-it Cargo Zip Off Laser4
Почетное третье место у модели Bull-it Cargo Zip Off Laser4. Производители используют в защитном подкладочном слое ткань Covec Laser4, заявляя, что она на 148% прочнее келваровой (пара-арамидной) ткани и арамидов. Тестировщик же отметил, что Covec вшит между двумя слоями джинсовой ткани, что создает ощущение пребывания в термосе — неплохо для путешествия на Крайний Север, но проблематично для ношения летом. Еще одна печаль — в комплекте с джинсами не предусмотрена защита коленей: потайные карманы для щитков есть, а самих щитков нет. Очевидно, такое решение рассчитано на снижение стоимости изделия, а также на осознанность покупателей.
На фото: мотоджинсы Bull-it
По итогам заезда верхний слой коттона и подкладка из Coveс протерлись насквозь; ситуацию спас лишь тонкий слой вентилируемой подкладки. Ягодицы остались без повреждений.
Triumph Engineer
Не дотянула до желтой марки лидера и английская модель Triumph Engineer. Ее неоспоримое преимущество — очень толстая джинсовая ткань, усиленная подкладкой из арамида в наиболее уязвимых местах. Несмотря на высокую прочность обоих материалов, разрушения мотобрюк в результате экстрим-заезда оказались такими же, как и у предыдущей модели.
На фото: мотоджинсы Triumph Engineer
Остались лишь джинсы от PMJ.
Promojeans VEGAS
Лидером же испытаний стали мотоджинсы от итальянского бренда Promojeans, модель VEGAS. Эксперты отметили сразу несколько их преимуществ:
самая тонкая джинсовая ткань среди всех изучаемых образцов;
самый стильный дизайн;
идущие в комплекте наколенные щитки KNOX® от японского производителя принадлежат к топовой серии; они сертифицированы по стандарту безопасности EN 1621-1 и демонстрируют наилучшую защиту от удара;
потайные полости для защиты оснащены застежками-молниями, что позволяет быстро вынуть щитки и превратить мотоджинсы в обычные «гражданские» брюки;
эти внутренние карманы для щитков по размеру значительно превосходят прилагающиеся защитные изделия, а это значит, что «штатные» щитки можно заменить на еще более усиленные конструкции. И ни одна из них не будет скользить благодаря вшитым изнутри липучкам, надежно фиксирующим любую защиту;
наиболее уязвимые места имеют подкладку из запатентованного материала TWARON®, который предохраняет кожу в случае скольжения по асфальту.
На фото: мотоджинсы Promojeans VEGAS
Широко распространено мнение, что TWARON® — это аналог материала Kevlar®, однако оно ошибочно. Оба они принадлежат к пара-арамидным тканям. И тот, и другой превосходят по прочности сталь и практически не горят. Однако производителям TWARON® удалось устранить некоторые недостатки, имеющиеся у Kevlar®, например, потерю прочности на 50% при намокании. Кроме того, Kevlar® быстрее стареет и теряет свойства; гарантия на него составляет 5 лет, а на TWARON® — 10 лет.
На фото: со штатными щитками KNOX® вид мотоджинсов Promojeans VEGAS ничем не отличается от обычных брюк в стиле casual
Джинсы VEGAS получили наименьшие повреждения по итогам испытаний и справедливо стали лидером краш-теста.
На этом, пожалуй, можно было бы заканчивать описание, но эксперты не удержались и вне конкурсной программы протестировали и самую, увы, распространенную одежду мотоциклистов — обычные, ничем не защищенные джинсы. Ехать в них по асфальту без какой-либо защиты не решился никто, поэтому их просто подложили под уже прошедшие испытания мотобрюки. Закономерный итог — сквозные дыры на материале при скорости 10 км/ч и на пройденном расстоянии менее 10 метров!
На фото: столь эффектный маневр выполнять без наколенной защиты крайне не рекомендуется
Берегите себя и думайте о правильно подобранной мотоэкипировке заранее!