Будущее мототехники: безвоздушные шины air-free от Bridgestone

Концепт безвоздушных колес был представлен компанией Bridgestone в 2013 году на выставке Tokyo Motor Show. Покрышки air-free предназначены для велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Японский производитель утверждает, что уже в 2019 году велосипедисты смогут испытать все преимущества инновационных колес. Мотоциклисты и автомобилисты — чуть дальше в очереди из-за технической сложности проекта.
Конструкция
Безвоздушные шины представляют собой два резиновых обода, между которыми располагается сложная конструкция из спиц, закручивающихся в обе стороны: так достигается дополнительную упругость. Спицы производятся из термопластичных смол и придают колесам форму, гибкость и прочность. Ободы изготавливаются из привычной резины, которая обеспечивает понятное сцепление с дорогой. Особый акцент японцы делают на экологичности: все используемые материалы — это вторсырье, которое после выработки ресурса подлежит стопроцентной утилизации.
На фото: спицы из термопластичных материалов закручены в обе стороны
Преимущества
Внедрение безвоздушных шин в массовое производство сулит массу плюсов владельцам транспортных средств:
- Снижение нагрузки на подвеску: все неровности дороги «проглатываются» колесами.
- Высокий запас прочности — колесо работоспособно, пока целы хотя бы 70% его элементов.
- В шинах нет давления — в значит, его не нужно проверять и колесо никогда не лопнет.
- Низкий вес по сравнению со стандартными аналогами: у air-free колес нет дисков, они сами являются и диском, и резиной.
- Снижение общей неснаряженной массы автомобиля (мотоцикла) ведет к экономии топлива.
- Увеличение ресурса работы в 2–3 раза.
- Экологичность.
Недостатки
На этапе разработки сложно говорить о минусах «того, чего еще нет». Однако специалисты выделяют несколько проблем, над устранением которых сейчас активно работают:
- Некоторые конструкции сильно нагреваются и издают шум при длительном пробеге.
- Ограниченная грузоподъемность: Bridgestone заявляет об успешных испытаниях с нагрузкой, равной 150 кг на одно колесо. Этого достаточно пока лишь для гольф-каров и мотоциклов, но никак не для современных легковых автомобилей.
- Невозможность изменить давление (например, для проезда по песчаной поверхности).
На фото: безвоздушные шины
Когда ждать?
В 2019 году анонсирован выход на рынки велосипедных покрышек. Есть надежда, что в ближайшее время инженеры смогут максимально приблизить характеристики колес для мотоциклов и автомобилей к возможностям «обычных» пневматических конструкций. И еще через пару лет весь мир забудет о том, что в багажнике всегда нужно иметь насос, домкрат и набор ключей. Активно ведутся работы, касающиеся легкой смены профиля. Есть все основания надеяться, что через несколько лет сменить покрытие для автобана на высокопрофильное для езды по бездорожью будет делом нескольких минут.
Отметим, что концепт безвоздушных шин представила недавно также компания Michelin, которая зарекомендовала себя как один самых из успешных производителей шин.