История компании Dainese: вдохновлена людьми
Итальянская компания Dainese сейчас известна во всем мире как производитель экипировки. Чаще всего она упоминается в связи с мотоциклистами, но пользуется популярностью и среди других экстремальщиков — велогонщиков, лыжников и сноубордистов, яхтсменов. Применяемые технологии и степень защиты дошли до космических высот — в буквальном смысле этого слова: сейчас идет активная работа над созданием скафандров для астронавтов. А началось все в далеком 1968 году с одного путешествия.
1968: Знаковое путешествие
Компания молодых итальянцев (среди которых был 20-летний Лино с фамилией Дайнезе) решила съездить в Лондон. В качестве транспорта были выбраны не автобусы, самолеты и поезда, а модные и очень популярные мотороллеры Vespa. К слову, они выпускаются с 1946 года и... по сей момент.
В конце 60-х Лондон переживал расцвет рокерской субкультуры. Она тогда сильно отличалась от современного ее понимания. Молодежь действительно любила рок-музыку, но в те годы ее экстремумом слыла группа «Битлз». Рокеры предпочитали безалкогольные напитки алкогольным, а отношения между собой выясняли не в кулачных или ножевых боях, а в мотозаездах на короткие дистанции, обычно — до ближайшего перекрестка или кафе. Отсюда пошло и ироничное название их, как правило, вручную доработанных мотоциклов — кафе-рейсеры.
На фото: ACE CAFE LONDON — самое известное место встреч рокеров
Элитой считались так называемые «ton-up boys», в дословном переводе — «мальчики, делающие сотню». Отметка в 100 км/ч и в наши дни — явный перебор для городских улиц, а 50 лет назад они вызывали и вовсе смесь ужаса и благоговения.
У рокеров была весьма неожиданная отличительная особенность: они любили очень стильно и дорого одеваться. Куртки и брюки из натуральной кожи, с нашивками и эмблемами, — вот их стандартная «экипировка».
На фото: стиль, который вдохновил Лино Дайнезе
Впрочем, кожа прочнее тканей, а выбирать в те годы больше было не из чего.
Лино Дайнезе вернулся из Лондона под большим впечатлением от рокеров и их внешнего вида. И с осознанием того, что мотоциклистам нужна модная одежда, которая справлялась бы с защитными функциями. Так родилась идея бизнеса Dainese.
Начало пути
В 1971 году Лино собственноручно нарисовал первые эскизы логотипа компании. Дьявол или фавн? Эмблема подвергается изменениям вот уже полвека, а ее старые варианты иногда внезапно возникают в современных коллекциях. Например, черный логотип шикарно смотрится в виде принта на алой футболке Dainese Essence Red.
На фото: исторический логотип фирмы «работает» и сегодня
В1972 году увидел свет и первый продукт компании — пара мотокроссных брюк.
К 1974-му у фирмы появляются первые авторские наработки, «ноу-хау»: ими стали эластичные вставки в экипировку из воловьей кожи. Она стала лучше прилегать, садиться на фигуры разного типа и быть более комфортной.
Кроме того, год запомнился началом коммерческого сотрудничества с Дитером Брауном — гонщиком, выступавшим в серии Чемпионата мира.
Несколькими годами позже, в 1976-м, «лицом бренда» стал легендарный Джакомо Агостини, 15-кратный чемпион мира по шоссейно-кольцевым гонкам MotoGP, что по сей день является непревзойденным результатом.
На фото: Джакомо Агостини
В конце 70-х годов компания первой в мире разрабатывает концепцию защиты спины мотогонщиков, прототип современных «черепах»: пластиковые полосы, прикрепленные внахлест на матерчатую основу. Тогда же начинается выпуск мотоперчаток.
1981 год ознаменовался революционным продуктом: защитой коленей. Работа над ней началась из-за изменения в стиле езды гонщиков. Входя в повороты, они стали сильно пригибаться к треку, практически касаясь его поверхности коленями. Разумеется, такой маневр представляет большую опасность. Разработанные Dainese протекторы получили ироничное название «Дикобраз»: из металлической полусферы, располагаемой поверх коленной чашечки, при сгибании ноги выступали особые «шипы» — мягкие цилиндры. В разработке и тестировании новинки принимал участие Кенни Робертс — первый американец, взявший гран-при на мировом чемпионате.
На фото: наколенники пережили долгую эволюцию до того, как приобрели современную форму и эффективность
Одновременно происходят радикальные изменения в экипировочных костюмах. Раньше комбинезоны разрабатывались, исходя из удобства человека в обычных позах — стоя, сидя. От этого подхода решено отказаться, а в качестве «основной» позы в расчет принимается поза сидящего и пригнувшегося к рулю мотоциклиста. Такое нововведение позволило значительно улучшить эргономику и аэродинамику костюмов и положительно сказалось на их уровне безопасности. Мотокомбинезоны по сей день шьются так, что в них удобно управлять мотоциклом, а не ходить или сидеть прямо.
На фото: мотокомбинезон Dainese Assen 1PC Perforated Black White Red
В 1982 году компания вводит в оборот понятие «композитная защита». Отныне многие детали изготавливаются из нескольких слоев: мягких внутри и с твердой оболочкой снаружи. Это позволяет эффективно поглощать и рассеивать энергию удара — а следовательно, сохранять жизни и здоровье любителям острых ощущений.
Одновременно изменяется форма коленных слайдеров: они становятся более круглыми для уменьшения площади трения о поверхность трека в случае соприкосновения с ней.
В 1983 году один из гонщиков Dainese, Фредди Спенсер, также обладатель титула чемпиона мира, вынужденно (но удачно!) на собственном опыте проверяет надежность защиты спины нового поколения, которая получила звучное название Aragosta. В переводе с итальянского слово означает «лобстер»: пластины протектора имеют сходство с панцирем. Во время тренировочного заезда на трассе Кялами в Южной Африке гонщик не справился с управлением и «проехал» несколько метров на спине, на высокой скорости по острым камням.
На фото: защита спины «Aragosta»
Панцирь отработал как нужно, Спенсер отделался легким испугом, а компания Dainese завоевала признание и популярность и среди профессионалов, и среди любителей, сделав этот продукт доступным широкой публике.
В сотрудничестве с врачами
В 1985 году происходит историческое событие: разработчик мотоэкипировки начинает многолетнее сотрудничество с Клиникой мобильной медицины Доктора Косты, которая обслуживала соревнования профессионалов. Это позволило итальянцам получить доступ к статистике по травмам в мотоспорте, понять самые распространенные пути их получения — и, конечно, работать над их эффективным предотвращением.
В 1988 году Dainese разработала и внедрила новый тип защиты спины для профессиональных гонщиков: аэродинамический «горб».
В 1991 году в компании принято решение о доработке мотоциклетных бутсов. Теперь на выступающих местах и в районе голеней они комплектуются металлическими пластинами-слайдерами, которые способны предотвращать истирание обуви об асфальт даже на высокой скорости.
Выход на новые спортивные рынки
В 1992 году один из лидеров по скоростному горному спуску на велосипедах, Филипп Перакис, принимает решение об использовании мотоциклетной защиты в своем виде спорта. Это неудивительно: ведь велогонщики развивают скорость до 110 км/ч на бездорожье. Перакис лично встретился с Лино Дайнезе и рассказал ему об особенностях экипировки велогонщиков. Спустя год компания открывает подразделение по производству защиты для велоспорта, которое позже займется и изучением специфики других экстремальных видов спорта, таких как лыжи, сноубординг и прочие. А Филипп Перакис по завершении спортивной карьеры станет директором по маркетингу компании-производителя.
В 1993 году Dainese открывает собственный научно-технический центр D-Tec®, в штат которого вошли доктора, инженеры и технологи. Они концентрируются на изучении защитных технологий и логического, последовательного внедрения инноваций в продукты фирмы.
На фото: Филипп Перакис
В 1994 году защита для спины впервые применена на Чемпионате мира по лыжному спуску. Это задало новые стандарты безопасности во многих видах спорта.
В 1995 году на рынок выходит инновационный мотоциклетный шлем Ergon из композитного материала. В том же году Макс Бьяджи в экипировке Dainese завоевывает свой второй титул чемпиона мира в классе 250 куб. см, одновременно тестируя прототип перчаток Full Pro со вставками из высокотехнологичных тканей, карбона и кевлара.
В 1999 году компания представляет куртку T-Age, которая производит революцию и в степени комфорта мотоциклистов, и в уровне их защиты. Модель удостаивается одной из наиболее престижных премий в области дизайна — Compasso d'Oro («Золотой компас»).
В 2000 году первый лыжный шлем Dainese засветился на чемпионате мира благодаря многократному победителю Лассе Кьсюсу.
Подушки безопасности — теперь и в одежде
В 2001 году Dainese открывает новую страницу в истории защитной одежды, представляя прототип уникальной технологии D-AIR®.
Ее суть состоит в том, что мгновенно активируемые подушки безопасности теперь встраиваются в саму одежду. Они приводятся в действие с помощью сложной системы разнообразных датчиков, которые «отчитываются» перед блоком безопасности 1 000 раз в секунду. Интеллектуальная система сама принимает решение о степени критичности момента и о необходимости раскрыть свой потенциал.
На фото: система D-AIR® в действии
Еще одна запатентованная в этом году система касается обуви. Она называется D-Axial и препятствует проворачиванию ноги в области лодыжки в момент удара.
На фото: мотоботы Dainese Axial Pro In White Black с технологией D-Axial
Научно-технический центр D-Tec® эволюционирует в D-Mobile®: теперь в разработке концепций комфорта и безопасности принимают участие не только мотогонщики, но и представители других экстремальных видов спорта.
В 2002 году на рынок выходит протектор спины 4-го поколения — «волна» с улучшенной системой вентиляции.
2006 год. Достижения компании Dainese в сфере безопасности признаны на самом высоком уровне: ей доверяют разработку шлемов и костюмов для программы фигурного катания «Искры страсти» — завораживающего действа, которое стало ключевым на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Турине.
На фото: момент из программы открытия Олимпиады в Турине «Искры страсти»
В 2007 году компания Dainese объединяется с другим гигантом в сфере экипировки, AGV, вместе они разрабатывают концепцию «Защита от макушки до пят». AGV — один из мировых лидеров в сфере производства шлемов.
На Гран-при Валенсии по мотоспорту гонщик Симоне Гротцки во время тренировочного заезда продемонстрировал успешные испытания системы безопасности D-AIR®. Эта система продолжает свою эволюцию и по сей день.
2007 год — юбилейный для компании: она на рынке уже 35 лет! По этому поводу в головной офис на экскурсию съехались почти полторы тысячи ее фанатов со всех концов света.
В следующем году Лино Дайнезе нарекает великого мотогонщика Валентино Росси Почетным Президентом компании AGV, которая недавно вошла в состав холдинга Dainese и специализируется на производстве шлемов.
В 2011 году экипировка с системой D-AIR® «пошла в народ» и стала доступна широкой публике.
Компания начинает разработку защитных костюмов для верховой езды. Уже через год новая линейка товаров удостаивается международной премии «Бета».
Просто космос
В 2013 году компания проходит аккредитацию и становится официальным поставщиком НАСА! Сейчас фирма производит и поставляет отдельные защитные элементы, необходимые для работы астронавтов в скафандрах.
На фото: разработка скафандров Dainese для НАСА
2015 год стал годом ухода на почетную пенсию основателя компании и ее бессменного руководителя Лино Дайнезе. Спустя 42 года работы он оставил пост Генерального директора и передал бразды правления корпорацией Инвестиционной компании Investcorp. Однако итальянец не отошел окончательно от дел: на правах миноритарного акционера он остается, обеспечивая преемственность.
История компании Dainese и ее основателя Лино Дайнезе — отличный пример того, что заниматься нужно таким делом, которое вызывает у тебя в душе интерес, отклик, настоящую страсть. Финансовый успех обязательно приходит к искренне увлеченным людям. Но достижения компании — это еще и результат синергии специалистов из таких, казалось бы, разных областей, как медицина, наука, производственные технологии и спорт. Слоган компании — «Вдохновлена людьми».
И это не красивые пустые слова. Фирма затратила огромное количество времени и средств на изучение людей — их анатомии, двигательной активности, уязвимых мест в организме. Компания по-настоящему открыта людям и их идеям (чего только стоит создание нового направления деятельности по просьбе велосипедиста Перакиса!). И, конечно, миссия Dainese — безопасность человека, защита его жизни и здоровья.
Фирма Dainese всегда тесно сотрудничала с выдающимися людьми — мотогонщиками, спортсменами. Самые сильные и именитые представители разных видов спорта были не просто «куплены» ею, чтобы рекламировать продукцию — они всегда становились ее соавторами, их идеи и замечания учитывались при разработке новых моделей экипировки.
Интересна и инновационная деятельность компании. Сложно было предположить, что производитель хоть и защитной, но все-таки одежды когда-то «взорвет рынок» в совершенно другой области — в области подушек безопасности, объединив эти две, прежде никогда не соприкасавшиеся, сферы. Но команде Лино Дайнезе удалось и это — да на столь высоком уровне, что с 2013 года бренд Iveco, всемирно известный производитель грузового транспорта, признал абсолютное превосходство технологии D-AIR® и стал укомплектовывать сидения автомобилей именно этими подушками!
На фото: Лино Дайнезе
Финансовое чутье Лино Дайнезе не подвело его и при принятии решения об отходе от дел. Не имея прямых наследников, но страстно желая, чтобы дело всей его жизни продолжало приносить пользу человечеству и дальше, он продал большую часть акций компании инвестиционному фонду. Теперь ею управляет целая команда профессионалов — и управляет успешно, о чем свидетельствуют новые коллекции, продукты, разработки.
Несмотря на то, что в экипировке главное — ее утилитарная, защитная функция, дизайнерам фирмы удалось невозможное: одежда со значком дьявола полюбилась совершенно разным людям, в том числе — абсолютно далеким от спортивного экстрима. Коллекции «гражданской» — городской, повседневной одежды — выходят в свет несколько раз в год и пользуются не меньшим спросом, чем умная инновационная экипировка.
«Стиль говорит, кто мы и как себя чувствуем», — сказано на сайте компании. Они — страстные, умные, увлеченные, харизматичные итальянцы. И чувствуют себя хорошо. Но по-другому и быть не может: ведь их вдохновляют люди!