История мотоциклов компании YAMAHA Motor

История мотоциклов компании YAMAHA Motor

Сегодня YAMAHA Motor — крупнейший и известный во всем мире производитель мотоциклов, а также вездеходов, снегоходов, лодок и катеров. Родина этой компании — Япония. Официально история YAMAHA Motor берет начало в 1955 году. Однако на самом деле компания является дочерней фирмой другого японского гиганта — Nippon Gakki, со временем сменившего название на фамилию основателя империи — YAMAHA.

 

С чего все начиналось


Во второй половине XIX века в семье астронома Ямаха из Нагасаки родился сын Торакусу. Мальчик с детства любил разбираться в механизмах и постепенно освоил ремесло часовщика. Все изменилось в 1887 году, когда руководство местной школы попросило его отремонтировать язычковый орган. Торакусу влюбился в музыкальные инструменты и уже два года спустя основал компанию Nippon Gakki, которая занялась их изготовлением. Оглушительный успех пришел быстро: уже к 1890 году фирма занимает первое место в мире по количеству произведенных музыкальных инструментов.


Компания быстро диверсифицирует свой бизнес: к органам добавляются рояли, фортепиано, губные гармоники, духовые инструменты... Параллельно у ее специалистов накапливаются знания и умения в работе с древесиной и металлом. Они получают признание на уровне японского правительства в 1920-х годах: Nippon Gakki получает крупный госзаказ на изготовление деревянных пропеллеров для самолетов. Несмотря на это, эмблемой компании остались (и остаются по сей день) три скрещенных камертона — устройств, помогающих в настройке музыкальных инструментов.

Торакусу Ямаха, основатель компании Nippon Gakki


 

Вторая мировая война и ее последствия


Вторая мировая война больно ударила по экономике Японии. Завод Nippon Gakki был конфискован правительством в конце войны, производство — перепрофилировано для военных нужд. И только в 1954 году завод был возвращен владельцам. Президентом компании стал Джениши Каваками. Он внимательно изучил рынок и пришел к выводу, что в обедневшей и разрушенной стране музыкальные инструменты не будут пользоваться прежним спросом, а вот потребность в легком и экономичном транспорте высока как никогда. Так было принято решение попробовать свои силы в производстве мотоциклов.


Решение было хорошо продуманным, несмотря на наличие 150 (!) мотопроизводителей, конкурирующих друг с другом в Японии на тот момент. В своих мемуарах Джениши писал: «...Я провел исследования, чтобы понять, что можно выпускать на станках, которые были у нас. Так мои мысли дошли до мотоциклов. Хотя мы выходили на этот рынок позже других, мой руководитель отдела исследований и другие сотрудники побывали на ведущих мотоциклетных заводах страны и убедили меня в том, что на этом рынке есть широкие возможности для развития. Я не хотел начинать этот незнакомый бизнес без какой-либо подготовки, поэтому мы отправились на немецкие мотоциклетные заводы, перед тем как приступить к разработке нашего первого 125-кубового мотоцикла».

 

1950-е


Первой моделью, увидевшей свет под руководством Джениши, стал мотоцикл YA-1. Он во многом был похожа на немецкий «прототип», DKW RT125, но выигрывал у него в части своей оснащенности.

Модель поставлялась с двухтактным силовым агрегатом с одним цилиндром, объемом 125 см³ и 5,6 л. с. с воздушным охлаждением. Коробка передач имела 4 ступени (в отличие от трех в немецкой версии).

А для того чтобы полностью быть уверенными в качестве и надежности своего детища, японские конструкторы заставили свой мотоцикл преодолеть 10 тысяч км — и только после этого представили широкой публике.


Модель получила название Ака-tombo, что в переводе означает «Красная стрекоза». Ее успех был настолько оглушительным, что руководство принимает решение выделить мотоциклетное производство в отдельную компанию. Так в 1955 году регистрируется бренд YAMAHA Motor.

Модель ЯМАХА YA-1 «Красная стрекоза»


Интересно, что руководство компании даже на самой заре производства мотоциклов чутко уловило важность спортивных достижений. Сразу после выведения модели на рынок она приняла участие в нескольких крупных гонках: в 1955 году в Японии были совершены подъемы на священную гору Фудзи и на вулкан Асама. «Красная стрекоза» в обоих случаях обошла мотоциклы Honda, что положило начало непримиримому соперничеству, которое продолжается на протяжении многих десятилетий. Победа способствовала приобретению мгновенной известности модели в Японии. Двести выпущенных мотоциклов были распроданы за считаные дни.

Джениши Каваками, основатель компании YAMAHA Motor


Но руководство YAMAHA Motor не планировало ограничиваться внутренним рынком. Для рекламы международного масштаба в 1956 году YA-1 отправляется на Гран-при Каталины в США и занимает там призовое шестое место. Вскоре фирма повторяет успех на гонках, считавшихся сложнейшими в мире, — ТТ на острове Мэн.


План сработал, и YAMAHA значительно опередила японских конкурентов в выводе продукции на американский и европейские рынки.


1956 год стал удачным для компании. Помимо громких спортивных достижений, была расширена продуктовая линейка. Свет увидела усовершенствованная модель Ya-2, оснащавшаяся мотором мощностью 6,8 л. с.

Модель YAMAHA YA- 2


Еще одной премьерой стал мотоцикл YC1 с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 175 см³ и мощностью 20 л. с.

Модель ЯМАХА YC1


В этом же году мотопроизводитель поглощает научно-исследовательский институт Hamamatsu, что позволяет отказаться от аллюзий на зарубежные аналоги и сосредоточиться исключительно на собственных разработках.


Но уже в 1957 году удача отворачивается от YAMAHA Motor. Новая (первая полностью своя) модель YD-1 имеет длинный список недостатков и уязвимостей. Компания завалена огромным количеством рекламаций (а под конец и вовсе принимает решение отозвать все проданные мотоциклы для устранения недочетов). Доля на моторынке Японии падает с 13 до 3%. А ведь на модель создатели возлагали большие надежды, оснащая ее силовым агрегатом объемом 250 см³ и мощностью 14 л. с., комплектуя коробкой передач с четырьмя ступенями, разрабатывая хребтовую раму и маятниковую заднюю подвеску...

Модель YAMAHA YD-1


Попытка «снизить обороты» также не привела к позитивному эффекту. Мопед MF-1 и мотороллер SC-1 тоже не стали хитами продаж и не помогли вернуть утраченные позиции.

Мопед YAMAHA MF-1


Мотороллер YAMAHA SC-1


И, казалось бы, на этом драматичном моменте уже можно было закрывать компанию или перепрофилировать ее, навсегда расставшись с мечтой о покорении дорог и треков во всем мире... Но японцы отличаются усердием и упорством в работе. Эти качества подсказали выводить производство на новый, конвейерный уровень. Его итогом стала премьера 1959 года: фирма, учтя предыдущие ошибки, выпускает YDS-1. Пятиступенчатая КПП, двойная трубчатая рама, два карбюратора и движок мощностью 22 л. с. смогли создать настоящую икону стиля среди мотоциклов спортивного класса. Модель удерживала свой пьедестал в течение 20 лет и пользовалась огромной популярностью и среди спортсменов, и среди любителей по всему миру.


Параллельно идет процесс покорения рынка США: с 1958 года мотоциклы YAMAHA Motor представлены там официально через сеть независимых дилеров, а уже два года спустя компания разрывает дилерские контракты и начинает вести торговлю самостоятельно.

 

1960-е


60-е годы стали для YAMAHA Motor по-настоящему тучными: дела шли в гору во всех сферах. Только в 1960-м году компания производит 138 тысяч мотоциклов, что на 600% (!) превышает предыдущий показатель. Фирма активно завоевывает заграничные рынки (к этому ее толкает, в том числе, и рецессия в отечественной экономике). Так, в 1962 году было экспортировано 12 тысяч байков, а спустя два года — уже 87 тысяч.


Толчок к расширению производства давали и спортивные победы. В 1964 году гонщик Фил Рид выигрывает мировой чемпионат по шоссейным мотогонкам, в классе 250 см³, в следующем году он повторяет свой ошеломительный успех.


В то время мотоциклы, использовавшиеся в спорте высоких достижений, практически не имели ничего общего с гражданскими моделями. Международная федерация мотоспорта, поразившись успехам японских мотопроизводителей, решила «поставить их на место» и ввела новые правила. Теперь в гонках могли участвовать только модели, созданные на базе «серийников».

Вопреки ожиданиям экспертов, это правило еще больше укрепило позиции азиатов на мировых рынках: оно объединило легендарную «большую четверку» (ЯМАХА, Honda, Suzuki, KAWASAKI). Лидеры отрасли, договорившись, смогли популяризировать спортивные байки среди любителей, что изрядно осложнило жизнь их американским и европейским конкурентам.

60-е годы ознаменовались и техническими инновациями. Инженеры компании изобрели технологию Autolube, что переводится как «автосмазка». Она помогла усовершенствовать двухтактные двигатели, дозированно подавая масло к цилиндрам и подшипникам. Autolube сделала возможным создание спортивных мотоциклов нового класса.


Одновременно компания осуществляла и территориальную экспансию. В 1966 году ее «дочка» появилась в Таиланде, позже — в Мексике, Бразилии и Нидерландах. Мотоциклы и их обслуживание производятся с учетом местных особенностей. Такая политика приносит плоды по сей день.


Расширяется и модельный ряд. В 1966 году происходит премьера модели YDS-3. Этот дорожный мотоцикл стал первым, снискавшим огромную популярность у американской публики — прежде всего за небольшой вес и легкость управления.

Мотоцикл YAMAHA YDS-3


В 1967 году свет увидела модель YAMAHA TD1C 250. Этот мотоцикл гоночного класса на несколько лет «убрал» со спортивных треков своих конкурентов с четырехтактными двигателями.

Мотоцикл ЯМАХА TD1C 250


Но настоящим прорывом стала премьера 1968 года — модель DT-1. Этот байк стал основоположником целого класса «эндуро», который в те годы динамично набирал популярность. Мотоцикл оснащался одноцилиндровым двухтактовым двигателем объемом 250 см³, который был способен выдавать мощность в 18 л. с. Высокий дорожный просвет, небольшой вес и мягкие подвески делали езду по бездорожью приятным приключением.

Мотоцикл YAMAHA DT-1


В 1969 году недалеко от своего производства в городе Ивата, Япония, компания возвела полноценную гоночную трассу.

 

1970-е


В 1970 году YAMAHA Motor выпустила 574 тысячи мотоциклов, из которых больше половины были проданы за пределами Японии.

Разразившийся в эти годы мировой топливный кризис заставил производителей корректировать свои предпочтения. На смену мощным и прожорливым моторам пришли более экономичные четырехтактные. Руководство компании ответило эти на изменения премьерой: первый мотоцикл марки, оснащенный четырехтактным двигателем — XS-1. В то время XS еще не ассоциировалось с миниатюрным размером одежды: эта модель — крупная, полногабаритная, роскошная, с двигателем объемом в 650 кубиков.

Мотоцикл ЯМАХА XS-1


Еще более экономичной новинкой стал мотороллер Passol — с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 49 см³. Скутер мог развивать скорость до 35 км/ч и весил всего 45 кг.

Мотороллер YAMAHA Passol S50


В 1973 году ассортимент компании обогатился моделью YAMAHA RD350. Она была оснащена рядным двухцилиндровым силовым агрегатом с воздушным охлаждением, способным продуцировать 35 л. с. и развивать скорость до 149 км/ч. Поклонники марки ласково называли модель «карманной ракетой» и искренне любили за невысокую стоимость, легкость, простоту и надежность.

Мотоцикл ЯМАХА RD350


1975 год был богатым на премьеры.

Модель XS360 обладала двухцилиндровым двигателем с объемом 358 кубиков мощностью 34 л. с. и шестиступенчатой коробкой передач.

Мотоцикл YAMAHA XS360


Тогда же увидела свет модель XS250: с мотором объемом 250 см³ и мощностью 27 л. с.

Мотоцикл YAMAHA XS250


Но самой перспективной разработкой стал мотоцикл класса «эндуро» XT500. Он комплектовался одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 499 см³ и мощностью 30 л. с. Его прозвали мотоциклом двойного назначения: развиваемая скорость в 140 км/ч была вполне достойной для езды по трассам, а сама конструкция — легкая (139 кг), узкая, с большим дорожным просветом — позволяла гонять и по бездорожью.

Мотоцикл YAMAHA XT500


Именно благодаря XT500 YAMAHA выиграла ралли «Париж — Дакар» в 1979 году.

В 1977 году компания открывает собственное подразделение в США для продвижения продукции на американском рынке.

В 1978 году — очередная громкая премьера: XS1100 стал первым байком, оснащенным рядным четырехцилиндровым мотором мощностью 95 л. с. с воздушным охлаждением, а также карданным валом.

Мотоцикл ЯМАХА XS1100


Конец 70-х ознаменовался громкими спортивными победами: помимо уже упомянутого триумфа в ралли, с 1978 года гонщики команды трижды выигрывали чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам.

 

1980-е


В 1980 году запущен в серийное производство легендарный дорожник Virago 750. Он стал первым байком с двухцилиндровым V-образным двигателем с воздушным охлаждением в линейке компании. Модель с частичными доработками сходила с конвейеров на протяжении 17 лет.

Мотоцикл YAMAHA Virago 750


Следующей успешной инновацией бренда стала модель FZ750, увидевшая свет в 1985 году. Она — первая в мире! — была оснащена пятиклапанным двигателем с двумя распредвалами.

Мотоцикл ЯМАХА FZ750


Еще одна премьера 1985 года — V-Max 1200. Мощь его мотора  — 145 л. с. — становится настоящим вызовом для конкурентов.

Мотоцикл YAMAHA V-Max 1200


В 1987 году инженеры компании разрабатывают первую полностью регулируемую выхлопную систему EXUP. В 1989 году ею оснащают спортивную модель FZR 750R c рядным четырехцилиндровым мотором с жидкостным охлаждением мощностью 121 л. с.

Мотоцикл YAMAHA FZR 750R


Параллельно в компании происходили внутренние пертурбации. В 1983 году президентом YAMAHA Motor стал Хидето Игути. Он провозгласил политику «Новая YAMAHA», суть которой — в стимулировании инициатив обычных сотрудников. Их предложения по усовершенствованию всех процессов собирались, анализировались и внедрялись. Программа принесла свои позитивные плоды и привела к росту прибыли фирмы, даже несмотря на начавшийся экономический кризис.

 

1990-е


В начале 90-х компания изменила и корпоративную философию. Ею стало понятие «кандо» — сложный японский термин, обозначающий чувство глубокого удовлетворения, счастья, радостного волнения. По задумке авторов, именно такие чувства должны возникать у клиентов компании от взаимодействия с ее продуктами. Судя по тому, что эта философия является приоритетной по сей день, она оказалась достаточно эффективной.


В 1994 году у руля компании встал новый президент, Такехико Хасегава. Его прерогативой стали исследования покупательских ожиданий. Очевидно, поэтому новинки компании стали успешными по всему миру.

В 1992 году под японским брендом выпущен спортивно-туристический GTS1000. К его особенностям относят хорошую защиту от ветра, информативную приборную панель, подвески с возможностью регулировки и инжектор.


Мотоцикл ЯМАХА GTS1000


В 1997 году увидела свет модель YZ400F, благодаря которой компания вновь стала чемпионом мира по мотокроссу. Его до сих пор считают «четырехтактной легендой», навсегда изменившей историю этого вида спорта. Легкий, мощный и покладистый в управлении, он завоевал сердца поклонников по всему миру.

Мотоцикл YAMAHA YZ400F


В 1998 году дебютировала модель YXF-R1 — спортивный байк с массой всего 177 кг, четырехцилиндровым силовым агрегатом объемом 998 см³ и мощностью 150 л. с.

Мотоцикл ЯМАХА YXF-R1


 

2000-е


В 2001 году компанию YAMAHA Motor возглавил Тору Хасегава. Его приоритетом в развитии бизнеса стало создание уникальных технологий, которые бы позволили эффективно отстроиться от конкурентов.

Знаковыми для индустрии стали две из них: новый способ литья алюминиевых дисков и система впрыска топлива для четырехтактных двигателей.

В первой половине нулевых настоящим прорывом для компании стал макси-скутер TMAX Automatic Super Sports, который уверенно потеснил с рынка немецких конкурентов. Прозванный за внушительные габариты и удобство посадки «диваном», он оснащался двухцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 499 см³ и мощностью 40 л. с. Модель оказалась настолько удачной, что ее доработанная версия представлена в самой свежей линейке 2018 года.


Макси-скутер YAMAHA TMAX


Новинкой в линейке нейкед-байков стала модель MT-01. Байк оснащался двухцилиндровым V-образным двигателем с воздушным охлаждением объемом 1670 см³ и мощностью 90 л. с. Другие важные особенности — алюминиевая рама, пятиступенчатая КПП, цепной привод, спортивные подвески и тормоза.

Мотоцикл ЯМАХА MT-01


Компания лидирует и в сфере профессионального мотоспорта. В 2004 и 2005 годах Валентино Росси занимает первое место на чемпионатах MotoGP на мотоциклах YAMAHA.


В 2006 году флагманом продуктовой линейки стала модель YZF-R6. В пресс-релизе компания официально уведомляла, что этот байк — самый высокотехнологичный серийник из всех, когда-либо сошедших с конвейеров YAMAHA. Он стал первым мотоциклом с системой YCC-T: электронно управляемая дроссельная заслонка помогала достичь максимального ускорения.

Мотоцикл YAMAHA YZF-R6


В 2007-м умную дроссельную систему получил и спортивный флагман, YZF-R1. Кроме того, в нем сменили сцепление на проскальзывающее. Профессиональный спортсмен Нори Хага на гоночной версии этого мотоцикла занял второе место в WSBK-2007.

Мотоцикл ЯМАХА YZF-R1


В 2009 году радикальной реновации подверглась модель V-Max — через 25 лет после своего выхода. На нее установили четырехцилиндровый V-образный движок объемом 1 700 см³ и мощностью 200 л. с.

Мотоцикл YAMAHA V-Max 2009 г. в.


 

2010-е


В 2011 году компания производит свой первый туристический эндуро XT1200Z Super Tenere, бросая вызов конкурентам — прежде всего BMW. Конструкторы применили в новинке самые передовые технологии. Модель располагает рядным двухцилиндровым силовым агрегатом с жидкостным охлаждением объемом 1 199 см³ и мощностью 110 л. с. Он отличается мощной тягой с самых низких оборотов, настраивать его работу помогает система YCC-T. Другие особенности — стальная рама, карданный привод заднего колеса и регулируемые подвески.

Мотоцикл ЯМАХА XT1200Z Super Tenere


2013 год стал премьерным для мотоцикла MT-09. Этот нейкед был оснащен рядным трехцилиндровым мотором с объемом 847 см³ и мощностью 115 л. с. По мысли конструкторов, он являет собой лучшее соотношение массы, мощности и крутящего момента. Модель располагает алюминиевой литой рамой, шестиступенчатой КПП, асимметричным задним маятником, ABS и YCC-T.

Мотоцикл YAMAHA MT-09 2013 г. в.


В 2016 году силовой агрегат, рама и ходовая часть модели MT-09 были взяты за основу при разработке скрамблера YAMAHA XSR 900.

Мотоцикл YAMAHA XSR 900


В 2017 году MT-09 была переосмыслена и улучшена. В рамках рестайлинга она обзавелась новой системой выхлопа, проскальзывающим сцеплением, квикшифтером и более жесткой задней подвеской.

Мотоцикл ЯМАХА MT-09 2017 г. в.


Самая громкая новинка 2018 года (уже запущенная в серию!) была презентована на миланской выставке EICMA-2018. Трицикл NIKEN GT Sport Tourer с двумя колесами на передней оси обещает беспрецедентный уровень комфорта и безопасности.

Трицикл ЯМАХА NIKEN GT Sport Tourer


На сегодняшний день по объемам производства марка уступает только своему извечному сопернику, бренду Honda.

Заводские мощности YAMAHA Motor расположены в 45 странах мира, на предприятиях трудоустроено более 100 тысяч человек.

Начиная с 2013 года компания YAMAHA Motor успешно реализует бизнес-план, нацеленный на стабильное развитие и устойчивый рост. Не забывает фирма и о философии «кандо», продолжая дарить своим поклонникам радость и удовлетворение.





Например:
наименование товара — ducati monster 797
артикул запчасти — BS300A
Мы перезвоним
Мы перезвоним
+ Прикрепить файл