MotoGP — зачем в DUCATI устанавливают параллелограммный маятник — причины и особенности
Судя по последним тестовым заездам DUCATI в Хересе, инженеры пытаются найти применение не только новым изобретениям, но и тем, которые давно оказались на обочине истории. В свое время аналогичные эксперименты проводились с аэродинамическими крыльями (винглетами), которые позже попали под запрет. Но на последних тестах главный инженер ДУКАТИ Луиджи Даллинья решил внедрить новые винглеты для «хвоста», а также дополнить конструкцию параллелограммным маятником.
Данная конструкция включает в себя длинную алюминиевую тягу, которая с одной стороны крепится к суппорту задней тормозной системы, а с другой — к оси маятника на поворотном рычаге. При этом тяга установлена параллельно заднему маятнику мотоцикла и внешне вся конструкция представляет собой параллелограмм. Нечто подобное уже пытались внедрить еще в 50-х. Это результат поиска решения для лучшего распределения нагрузок и предотвращения подскока заднего колеса во время торможения. Форма параллелограмма дает возможность перераспределить нагрузку на переднюю ось. Таким образом, создается новая деталь шасси.
Особенности работы маятника
Принцип работы параллелограммного маятника ДУКАТИ заключается в более сложном геометрически движении точки крепления оси заднего колеса. Ось смещается на несколько градусов непосредственно в момент торможения. Крутящий момент через систему тяг и шасси перераспределяется на переднее колесо. В результате при торможении задняя часть мотоцикла опускается одновременно с передней, позволяя байкеру получить больший контроль над управлением.
Один из первых параллелограммных маятников (1975 год)
Старые проблемы по-новому
Почему маятник стал проблемой? Все дело в заднем суппорте, который крепится к нему. В случае резкого торможения задним колесом и сильного удара о поверхность можно потерять сцепление с асфальтом. Пиковое значение тормозного момента после приземления колеса в этот момент слишком велико и может подтолкнуть вверх заднюю подвеску. В результате байкер вынужден бороться с сильным подскоком заднего колеса, что приводит к потере контроля над управлением.
Испытания различных способов торможения DUCATI
С такой же проблемой DUCATI сталкивались еще в 80-х годах, когда царствовали тормозные системы с антиклевковыми механизмами. Любой наезд на кочку, как и малейшая вибрация во время торможения, провоцировал подскок мотоцикла, вызывающий трепыхание вилочных труб и рулевой колонки.
Современный параллелограммный маятник ДУКАТИ (2018 год)
В результате инженеры ДУКАТИ пытаются еще больше повысить стабильность и без того качественной задней подвески мотоцикла с помощью маятника. Если им все же удастся снизить подскок во время резкого торможения, то можно с уверенностью ждать полноценную надстройку параллелограмма на ближайших гонках.
Альтернативные варианты
В 1952 году инженер Фрэнсис Бэрт из Manx Norton реализовал нечто похожее на современную конструкцию параллелограммного маятника. В 1972 году аналогичная надстройка появилась у KAWASAKI H2R. Уже тогда гонщики смогли оценить пользу от изобретений, так как у них появилась возможность чаще применять передний тормоз без риска сильного подскока от земли.
Один из первых параллелограммных маятников (1975 год)
Альтернативой могла послужить система антиклевкового переднего торможения. Но инженеры YAMAHA забраковали эту идею, потому что смогли найти пользу от клевка. Он помогал гонщикам тормозить резче за счет изменения центра массы.
Антиклевковая система мотоцикла
Гении мотостроительного цеха повторяют простую истину: все новое — это хорошо забытое старое. В нашем случае параллелограммный маятник может снова принести DUCATI пользу, несмотря на свою простую конструкцию.
В целом основная задача инженеров ДУКАТИ — улучшить управляемость мотоцикла Desmosedici. Гонщики неоднократно жаловались на большой вес этой модели. Тем не менее Desmosedici до сих пор остается самым сбалансированным среди конкурентов на MotoGP.