Выбираем снегоходную обувь с Motorrika!
-430x212.png)
Друзья, хотим рассказать Вам о видах снегоходной обуви, о их плюсах и минусах и соориентировать по интересным моделям!
«Валенки»
И снова, кто-то, вспоминая прошлое, скажет: «Все придумано до нас!» Валенки и их современная инкарнация – сапоги из EVA резины с теплым вкладышем решают проблему любого мороза! И будут отчасти правы. Если у вас в хозяйстве «Буран» или даже какой-нибудь супервайдтрак, то это, действительно неплохой выбор. Тепло, уютно, сухо. Для размеренной езды на утилитарнике или туристе – это рационально.
«Быстрые парни», разумеется, будут категорически против – ведь это «колхоз» и вообще неудобно. Но здесь все снова упирается в стиль катания. И, повторюсь, для туризма и утилитарной езды в несложных условиях, резиновые сапоги EVA – это ОК.
Кстати, в линейке компании FXR такие «валенки» есть – FXR EXCURSION LITE 19.
FXR EXCURSION LITE 19
Классические EVA сапоги с трехслойной фольгированной вкладкой обеспечивают комфорт до минус 50 градусов и спасают от воды. Но далеко не всем такое «дешево и сердито» подойдет.
Кстати, есть и модели подобных «расслабленных» сапог в более технологичном прочтении. Например, FXR X-Plore Boot 22 Black Ops
FXR X-Plore Boot 22 Black Ops
Помимо более технологичного верхнего слоя, более устойчивого к внешним механическим воздействиям, в конструкции использована фирменная мембрана HydrX, обеспечивающая, в первую очередь, отвод влаги от ног пилота. А сухие ноги – залог тепла в любой мороз. Расчетная температура использования – до минус 40 градусов.
«Быстрые» ботинки.
Всем остальным снегоходчикам, будь до бундокеры, водители быстрых кроссоверов, горников, да просто всем, кто любит активную каталку, нужны спец-ботинки.
У снегоходных ботинок несколько задач. Первая – конечно сохранения тепла. Вторая – защита ног от травм. Третья – надежное сцепление с подножками снегохода, четвертая – удобство при активном управлении и работы в снегу.
С первым пунктом все более-менее ясно. Боты должны сохранять тепло, отводить пот изнутри бота во внешние слои, сохраняя кожу сухой и, таким образом, осуществлять терморегуляцию. Именно поэтому все современные снегоходные боты оборудованы мембраной. Без нее, при активном катании, ноги вспотеют за считанные минуты, носки, пусть даже самые специальные и спортивные – намокнут и даже самый толстый слой утеплителя не спасет от мороза. Ноги будут мерзнуть. Поэтому, выбирая ботинки, всегда обращайте внимание на наличие мембраны.
Например, ботинки KLIM ADRENALINE PRO GTX BOA Concealment
KLIM ADRENALINE PRO GTX BOA Concealment
Яркие представители современной снегоходно-обувной мысли. Традиционная мембрана Gore Tex в их конструкции обеспечивает отличное влагоотведение и препятствует проникновению воды извне. Кстати, непромокаемость снегоходной обуви – также обязательное условие. Мало того, что при пограничных околонулевых температурах снег на ботинках активно тает от тепла двигателя, так еще и регулярно встречаются серьезные водные преграды при движении по подтаявшему льду, в ручьях или просто по талому тяжелому снегу.
Вторая задача снегоходных ботинок – защита. Активная езда на снегоходе связана с довольно высоким риском для пилота, получить травмы. От неожиданных встреч со всевозможными препятствиями под снегом – будь то бревна, пни, коряги, до самого снегохода. Нередки случаи, когда при опрокидывании снегохода, нога попадает под подножку или другие совсем не мягкие части снегохода. При катании в горах, бундокинге, прохватах по лесам – довольно частая история. Поэтому снегоходный ботинок должен обеспечивать защиту от ударов и «держать» голеностопный сустав в пределах физиологических степеней свободы, исключая всевозможные вывихи, растяжения и прочие неприятные термины из кабинета травматолога-ортопеда, при этом, не ограничивая свободу движения. Кстати, именно поэтому для активной езды не подходят «резиновые сапоги» из первой части статьи.
Хороший снегоходный ботинок способен защитить ноги пилота от самых жестких столкновений, держит форму при сдавливании и противостоит вывихам и прочим неприятностям.
Боты FXR Elevation Dual BOA Boot 22
Отличный пример продуманной защиты. Здесь использована формованная вставка в области пятки, которая противостоит излишнему разгибу голеностопа и защищает пятку от ударов. В верхней части ботинка также встоены жесткие вставки, обеспечивающие поддержку ахиллова сухожилия и икроножной мышцы, усилен носок для поглощения фронтальных ударов, а подошва с вставкой из 20-мм EVA резины гасит удары снизу, амортизируя при езде по пересеченной местности.
Качественная фиксация ботинка и плотное облегание по ноге обеспечивается двойной системой застежек BOA. Одна катушка фиксирует ногу в зоне подъема, вторая – голеностопный сустав и верхнюю часть ботинка. Чем плотнее сидит ботинок на ноге, тем лучше он выполняет свои защитные функции.
Контроль и комфорт
Третью и четвертую ипостась снегоходных ботинок можно объединить в одну, поскольку комфорт и контроль над снегоходом достигаются комплексом факторов. Надежное сцепление с подножками – очень важно, ведь если во время прыжка или просто при езде по неровной поверхности, нога будет скользить по подножке- не далеко и до падения с, возможно, очень неприятными последствиями. Чего уж говорить о трюковой езде, когда райдер выполняет хоповер, реентри или другие сложные элементы. Поэтому качественная подметка – очень важна, и многие производители уделяют разработке специальных рисунков и составов резины огромное значение.
Снегоходные боты KLIM KLUTCH GTX BOA Concealment оснащены подметкой, разработанной компанией Michelin – а эти ребята знают толк в сцеплении с поверхностями.
Также для активного управления снегоходом важна и подвижность голеностопа в физиологических пределах. Поэтому идея зафиксировать ногу жестко, как, например в горнолыжном ботинке – так себе. Пилот должен иметь возможность двигаться свободно, но имея достаточный уровень защиты. Именно эта инженерная задача является самой сложной в разработке ботинок для снегохода. Поэтому разработчики и идут на всевозможные ухищрения: «делят» ботинок на разные зоны, каждая из которых выполняет роль противоударного щита, но, при этом, между собой эти элементы остаются подвижными, обеспечивая свободу движения. Применяют всевозможные изощренные системы затяжки с раздельной шнуровкой внутреннего вкладыша и внешнего слоя, или двойные BOA cистемы.
Ботинки FXR HELIUM PRO BOA Boot 20 Black/Char/Hi Vis
С увеличенной высотой голенища обеспечивают улучшенную фиксацию ноги, в задней части голенища вшита защита от излишнего разгиба голеностопа, а язык имеет увеличенную высоту относительно задника и выполнен по технологии Full Flex, обеспечивая подвижность голеностопа и серьезную защиту от фронтальных ударов. Разумеется, здесь и двухконтурная система шнуровки BOA Dual Zone, а в зонах, наиболее подверженных ударам и трению о туннель снегохода, сделаны вставки из плотной резины, толщиной 2 мм.
Шнурки или BOA?
Все больше моделей практически у всех производителей выпускается с технологичной системой шнуровки BOA. Однако и классические шнурки все еще в ходу. Сделать свой выбор здесь каждый должен самостоятельно. У обеих систем есть как недостатки, так и достоинства.
BOA – это в первую очередь, удобно. Шнуровка занимает гораздо меньше времени и можно очень точно отрегулировать силу затяжки. Однако, как известно, чем сложнее конструкция, тем менее она надежна. Конечно, за прошедшие десятилетия на рынке, компания BOA довела свои системы практически до совершенства, и как 15 лет назад, они уже не разлетаются после одного сезона носки, но в сравнении с классическими шнурками, по надежности, они все-таки проигрывают.
Также у BOA бывают сложности с мелким лесным мусором и водой. В каналы, через которые проложена леска системы, может набиваться мелкий лесной мусор – сухая хвоя, мелкие ветки, трава, частички коры, особенно если кататься приходится по лесу в условиях недостатка снега. Все это может приводить к тому, что систему клинит, леска заедает и процесс шнуровки-расшнуровки усложняется. Прочистить же тонкие каналы лески бывает довольно проблематично. То же касается воды. В некоторых случаях, вода, попадая в эти каналы, или в сам механизм «колесика» может замерзнуть. И тогда, чтобы снять ботинок, придется какое-то время посидеть в тепле не разуваясь, чтобы все это оттаяло. Однако, такие случаи довольно редки и все больше райдеров выбирают «ленивые» и удобные затяжки BOA.
Шнурки – классика жанра. Да, шнуровать ботинки вручную – дольше. Отстраивать равномерную силу затяжки – тоже дольше. Но шнурки не подведут внезапно. Если на них нет видимых надрывов и прочих повреждений, можно быть уверенным, что они не подведут в ближайший выезд. Да даже рваные шнурки «ремонтируются» простым прямым узлом, так что неожиданностей от них ждать не приходится.
К тому же шнурки – это может быть красиво! Особенно, если речь идет о женских моделях снегоходной обуви. Разумеется, есть и такие. Например, женские FXR COLD CROSS Black Fuchsia
Красота же!
Словом, выбрать обувь для снегохода не так уж сложно. Главное, не спешить и четко понимать, для каких условий и какого стиля катания вы подбираете обувь. В салонах компании Motorrika представлена наиполнейшая коллекция снегоходной обуви FXR, KLIM, TOBE, CASTLE X, Finntrail и Jethwear.
В следующем материале мы поговорим о том, что нужно надевать под куртку или комбинезон, из чего состоит терморегулирующий «пирог» снегоходчика и как правильно одеться, чтобы не вспотеть и не замерзнуть в условиях суровой зимы.